Среди наигранного веселья заведений Монмартра конца прошлого столетия выделяется печальный гений Анри Тулуз-Лотрека. Наследник богатого аристократического рода, ставший из-за несчастного случая - перелома ног - калекой, он провел среди артистов кабаре и цирка, завсегдатаев злачных мест и продажных женщин более, десяти лет своей короткой жизни. Как у многих мастеров постимпрессионизма, особенно Ван Гога и Гогена, у Лотрека имелась определенная философия личного бытия, которую можно определить двумя слонами — «желание деклассироваться». Арльскому уединению Ван Гога, бегству на Таити Гогена он противопоставил свое одиночество в одном из уголков Парижа, не менее изолированного для высшего света и благополучного буржуа, чем далекая провинция Франции и еще более далекие Полинезийские острова. Если Сезанн уехал в Экс, чтобы никто не мешал ему творить «параллельную природу» в пластических формах живописи, то эти мастера черпали свое вдохновение из стихии жизни, из скользящего на грани сумасшествия сознания, как у Ван Гога, из мифотворчества. как у Гогена, из искусственного самовозбуждения, как у Лотрека. В их творчестве, обостренном подобными внешними причинами, временами озаренном к...